Главная » Статьи » 1 класс

Техника чтения в 1 классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения.

Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников проверяется:

  • сформировался ли способ чтения по слогам;
  • насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
  • понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
  • соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения. 

    Требования к чтению

    На конец 2 полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов. 

    Нормы техники чтения в первом классе

    Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:

  • в 1 полугодии — 25-30 слов в минуту;
  • во 2 полугодии — 30-40 слов в минуту.           

Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

  • смысловую - то есть понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста;
  • техническую (подчинённую смысловой, обслуживающей её) - то есть скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
  • Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:
  • значений большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  • содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (то есть не только о чём говорится, но и что этим сказано);
  • основного смысла всего содержания текста, то есть осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
  • Скорость (темп) чтения - характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
    Скорость чтения зависит от способа чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Для повышения скорости чтения необходимо побуждать ребёнка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, то есть к самому продуктивному способу чтения.

    Правильность чтения выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
  • замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов;
  • ошибки в постановке ударения в словах читаемого текста.
  • Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, 
  • использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические при чтении стихотворений);
  • делать логическое и психологическое ударение;
  • находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания;
  • читать достаточно громко и внятно.

​​​Советы родителям

Во-первых, продолжайте читать ребенку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения. Например, почитав, остановитесь на каком-нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить, о чем и о ком в нем говорится, какие слова повторяются, какое слово не понятно. Обязательно похвалите! Помните, что важна не длительность, а частота тренировок. Лучшая домашняя тренировка на начальном этапе - тремя порциями по 10-15 минут.
Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять, книг, которые надо прочитать.
Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения
Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.
При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребенок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.
Метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.
Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".

Для развития техники чтения можно использовать специально разработанные упражнения

Категория: 1 класс | Добавил: Инжиринка (22.03.2016)
Просмотров: 872 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0